Социальное развитие: что это такое?
Если универсальный предохранитель – духовное развитие – не удержало человека от употребления алкоголя или наркотиков, путь перемен и возвращения контроля над своей жизнью начинается с социальной сферы. Это первая ступень, с которой можно начать новую жизнь и встать на путь осознанности.
Итак, социальное развитие личности – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания, а также установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков.
Во время своего формирования человек проходит несколько стадий социального развития. Все начинается в семье, где проходит первичная социализация, усвоение морально-нравственных норм и правил поведения. Проще говоря, именно здесь ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, если человек с детства наблюдает за выпивающими родителями, и с ними за одним столом поднимает стакан с детским шампанским, проблем в будущем не избежать.
Далее начинается знакомство со сверстниками в детском саду, а впоследствии и в школе. Из детского сада дети приносят не только стишки и умение читать по слогам. В дошкольных и школьных учебных учреждениях пребывают дети из различных семей со своими особенностями воспитания и представления о правильном.
История продолжается в школе, где с каждым годом ребенок получает все больше самостоятельности и возможности реализовывать ее различными способами. Один бежит на занятия по робототехнике и на тренировки по плаванию, второй – продает вейпы при содействии старшеклассников, приобщаясь к курению и употреблению спиртных напитков.
Когда наступает время подросткового возраста, конфликты с родителями и потребность в самостоятельности может толкнуть ребенка дальше, к преступной жизни или тяжелой химической зависимости.
Какую роль в становлении личности играет социум? Огромную. Именно социум помогает человеку усваивать базовые морально-нравственные нормы, именно он подает человеку пример, как стоит поступать в различных ситуациях.
Если в ответ на потерю работы отец или мать брались за стакан и бутылку, или обрушивались с руганью на семью, или погружались в пучины отчаянья, ребенок, столкнувшись с похожими ситуациями в будущем, не имея положительного примера стойкости, трудолюбия, самоконтроля и ответственного поведения со стопроцентной вероятностью последует примеру родителей.
Не умея заработать авторитет достижениями или успехами в иных областях, подросток может начать доказывать свою самостоятельность и зрелость курением, пропуском занятий, вызывающим поведением. Учиться, заниматься спортом, ставить цели и добиваться их – сложно, требует времени и усилий. Прогулять уроки, сделать затяжку или глоток алкоголя – просто, и эффект сначала кажется не менее удачным.
Социальное развитие: первый шаг
Путь перемен начинается с социального развития, и первое, что ждет человека, который хочет взять под контроль химическую зависимость – изоляция. Необходимо выйти из патогенной среды, прекратить общение с родственниками – на время, с употребляющими друзьями – навсегда.
Каким образом это лучше всего сделать?
Социальное развитие: второй шаг
Можно переехать в другой город, снять временное жилье и начать новую жизнь самостоятельно. Отсутствие опыта здорового общения, организации досуга и социальной поддержки быстро вернет человека к привычному образу жизни. Если нет привычки контактировать с людьми без веществ и алкоголя, в поисках общения человек обратится к знакомым сценариям поведения: клубы, дворовые посиделки, круглосуточные магазины…
Самым очевидным решением будет временный переезд в реабилитационный центр, который вместе с изоляцией от привычного круга общения даст то, что было не усвоено человеком в процессе семейного воспитания, либо оказалось разрушено во время деградации личности под воздействием веществ:
- следование режиму;
- поддержку психотерапевтического сообщества;
- соблюдение правил и норм поведения;
- бытовые навыки;
- организацию досуга.
Пребывание в реабилитационном центре – время испытаний и перемен, ради которых придется работать над собой. Здесь приходится учиться занимать себя, работать в команде, отвечать за свои поступки, нести ответственность, помогать товарищам.
Оказавшись в центре, человек сначала испытывает естественную дезадаптацию, но не остается с ней один на один: в помощь приходят не только товарищи по несчастью, но и социальные работники, психологи и педагоги.
Однако команда специалистов не сможет сделать всю работу за подопечного – ему придется прилагать усилия, чтобы влиться в коллектив, пересмотреть свои взгляды и принять новые нормы.
Успешность этого процесса определит способность подопечного в будущем жить здоровой жизнью, не прибегая к помощи веществ для общения или самоутверждения в глазах других людей.
Социальное развитие: третий шаг
После усвоения новых морально-нравственных принципов и норм, выработки привычки жить по режиму и выбранному графику наступает время возвращения в социум. Это кризисный момент, в который может возникнуть соблазн расслабиться, встретиться со старыми знакомыми.
Здесь наступает время применить полученные знания и осознанно подойти к формированию круга общения. Поддерживать связь с теми, кто употребляет различные вещества нельзя так же, как и пытаться изменить их поведение – нужно оставить этот процесс специалистам.
Необходимо искать новых друзей, которые ведут здоровый образ жизни, и не стесняться обращаться за помощью в группы поддержки, реабилитационные центры или к психологам. Умение найти помощь в нужный момент – важный навык, который стоит развивать в себе.
Елена Циерт, психолог